Павел Андреевич Федотов

Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Родоначальник критического реализма в русской живописи.                                                                                       Родился в Москве в семье отставного офицера. В 11 лет поступает в кадетский корпус. Уже здесь проявляет блестящие способности и необычайную память.

Автопортрет

В его тетрадях на полях карикатуры на учителей и товарищей.

Сделавшись прапорщиком Финляндского полка, он посещает вечерние рисовальные классы при Академии художеств, посещает Эрмитаж, где выставлялись жанровые картины голландских живописцев XVIIв. Он занимается переводами с немецкого, музыкой, пишет эпиграммы и рисует батальные сцены, карикатуры.

О себе пишет: «Меня судьба, отец да мать назначили маршировать».

Однако оставляет службу и уходит на пенсию в 28 руб. 60 коп. в месяц по милости Николая I. Царь верил, что из Федотова выйдет батальный живописец.

Федотов поступает в АХ. Его современник и наставник К. Брюллов на первых порах заподозрил, что у юноши нет способностей к живописи, не верил в него и учитель по классу батальной живописи. Зато в его талант поверил И.Крылов. Он посоветовал приняться за жанровые картины, а сюжеты брать из  басен.

Федотов не был постоянным учеником АХ, не был пенсионером, не был за границей, как Кипренский, К. Брюллов, А. Иванов. И в 1845 г. он бросает Академию. Человек разносторонне одаренный, он хорошо пел, играл на гитаре, писал стихи.

Лишь в 28 лет художник обратился к масляной живописи. В 1847 г. им была написана первая картина, которую он решил представить на суд профессоров Академии – «Свежий кавалер».

«Свежий кавалер»

Следующая картина «Разборчивая невеста», написанная на текст басни И.А. Крылова. В этих картинах не могли не признать истинного таланта даже такие академисты как К. Брюллов. «Сватовство майора» 1848 г. принесла художнику известность и благосостояние.

«Сватовство майора»

Он был удостоен звания академика. Публика с восторгом приняла эти картины, небольшие по величине 0,6 х 0,7 м и новые по содержанию. До сих пор русская повседневная жизнь не появлялась еще в живописи, тем более критические сцены. Нравам современного общества были посвящены многие рисунки мастера. Юмор иных рисунков очень тонкий, а техника чрезвычайно высокая.

С годами в его творчестве появились трагические нотки. Пишет картину «Вдовушка».

«Вдовушка»

Успех пришел к художнику слишком поздно. Уже недуг потачивал его жизнь, тяжелое психическое заболевание.

Его характер резко изменился: из веселого и общительного он превращается в угрюмого, мрачного человека. Федотов задумал новую картину, но чтоб были средства и время для ее создания, повторил «Сватовство майора». Теперь оригинал хранится в Третьяковке, а повтор в Русском музее. Получает за эту работу хорошие деньги, но все прокутил.

Психическое расстройство привело его в сумасшедший дом, где он и скончался.

Художник прожил короткую (37 лет) и трагическую жизнь: постоянная нищета, отсутствие семьи… Его неизменным спутником по жизни был денщик Коршунов, который проводил его в последний путь.

После Федотова картин осталось немного. Почти каждая картина имела стихотворное сопровождение.

На многих работах одному из персонажей художник придавал свои черты. («Сватовство майора» — майору, в незаконченной картине «Игроки» — проигравшему…)

Федотов-портретист значительно уступает Федотову-жанристу. И все же его портреты, маленькие по величине 0,25 х 0,2 м, поражают реализмом, а порой и поэтичностью.

Портрет Н. Жданович

Творческое наследие Федотова сыграло видную роль в развитии русской живописи 2-й половины XIX в. Он открыл новый цикл жанра, критический реализм, который получил особенно яркое развитие в лице Перова и Маковского.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code