Василий Григорьевич Перов

Василий Григорьевич Перов (1833-1882)

Автопортрет. 1870.

Живописец-жанрист. Прямой наследник и продолжатель Федотова. Незаконнорожденный сын обрусевшего немца барона Криденера, прокурора Тобольской губернии. Отец был образованным человеком, славился либерализмом. О сыне заботился. Первым учителем Васи был дьячок. За красивый почерк мальчика прозвали Перовым. Под этим именем он и вошел в русское изобразительное искусство.

Родители считали, что сын должен получить хорошее образование, что живопись это несерьезно. Но все таки в 1852 году юный Перов начинает учиться в Московском училище живописи и ваяния.

Работы лучших своих учеников училище отправляло в Петербург в Академию художеств. За дипломную работу «Проповедь на селе» Перов был награждён большой золотой медалью и получил право на заграничное пенсионерство на 6 лет.

В 1858 г. пишет картину «Приезд станового на следствие». Ее отделяет от картин Федотова «Сватовство майора», «Свежий кавалер» всего 10 лет. Этой картиной Перов сразу вызвал к себе всеобщее внимание. Его последующие картины обличают носителей общественного зла. Можно сказать, что это был Гоголь в живописи.

«Сельский крестный ход», «Проповедь в селе», «Чаепитие в Мытищах» — все картины в серовато-коричневой гамме.

Чаепитие в Мытищах. 1862 г.

Пенсионером едет в Париж, здесь работал два года, но ни одной картины из французской жизни не написал . Он просит разрешения у Академии вернуться в Россию.

И пишет лучшие свои картины с большим сочувствием к бедным и обездоленным людям.

Приезд гувернантки в купеческий дом. 1866 г.

Тройка. 1866г.

За эти картины Перов получает звание академика.

Ещё одна картина этого периода – «Проводы покойника» по поэме Некрасова «Мороз — красный нос. Полотно маленькое по размеру, но сильное своим трагизмом, реализмом.

За короткий период Перов стал одним из любимых художников России. Он получает звание профессора, преподает в своем родном училище.

С 1866 г. Перов покончил с трагизмом. С этих пор он пишет полотна полные юмора, его персонажи яркие народные типы.

Прицелов. 1870 г.

Охотники на привале. 1871 г.

«Птицелов», «Охотники на привале» — в этих картинах пейзажи пишет друг и соратник по училищу А. Саврасов.

В 1871 году образуется Товарищество передвижных художественных выставок. Перов стал один из организаторов этого направления.

В 70-х годах по заказу Третьякова (создателя Третьяковской галереи) Перов работает над портретами представителей передовой русской интеллигенции и создает шедевры отечественной живописи. Это портреты  Островского, Достоевского, Даля.

Портрет Достоевского. 1872 г.

На портрете писатель хилый и могущественный. Проступает ранимая неприступная сущность этого человека. Нет позы, рисунок чист, лаконичен.

В конце 70-х Перов испытывает творческий кризис. Теряет жену, детей. Болеет чахоткой. Делается мрачным, раздражительным, порывает с передвижниками. Все это накладывает отпечаток на творчество художника.

Пишет несколько полотен на историческую тему, но терпит неудачу.

В 49 лет умирает от чахотки.

Перов своими картинами начал проповедь нового направления в русской живописи. Замечательный художник — он был еще и отличным педагогом, воспитал таких известных живописцев как Коровин, Рябушкин, Нестеров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code