Ещё одно продолжение «Репки»!

В Школе талантливого мышления на курсе «Как учить детей думать» по уроку развития системного мышления была дана исследовательская задача по сказке «Репка»: почему выросла 1 большая репка, а не много маленьких? Гипотезы можно было выдвигать и реальные и фантастические — дело-то в сказке происходит!

Представляю вам домашнюю работу Наталии Ключ. Ход её мышления и получившиеся гипотезы:

— превращаем задачу в изобретательскую: что и как надо сделать, чтобы произошло такое явление?Рассматриваем процесс выращивания гигантской репки во времени: отбираем на сельхозяйственной выставке семена самых крупных сортов репки, на этапе посадки самые крупные семечки, затем на этапе созревания все мелкие репки выдергиваем, выращиваем чудо-репку и получаем главный приз на выставке!

Какие гипотезы можно найти в надсистеме? (Надсистема — это всё, что ВОКРУГ растущей репки):

1) Под воздействием ультрафиолета в жаркое лето репки мутировали, ожили и сползлись в одно место, чтобы экономить воду (в куче испарение воды меньше). Или лето было холодное, они сползлись согреться и срослись. В сказке всё может быть!

2) Мыши надкусили все репки, кроме одной. Она выросла, а остальные сгнили и хорошо ее удобрили.

3) Дед занимался экспериментами и привил к репке тыкву. Выросла репотыква большая-пребольшая!

4) Над грядкой пролетел самолет и просыпал нитраты и порошок для выведения сорняков. Выжила одна репка, зато выросла гигантская.

5) Дул ветер и сдул все семена, кроме одного. А потом разлился Нил и удобрил поляну лучшим в мире илом.

6) Птицы склевали семена остальных репок, но одна успела прорости быстрее остальных. Птицы приняли ее за упавшее золотое яйцо и по-очереди высиживали. (Ну, и удобряли).

А вот какие гипотезы подсказали подсистемы (подсистемы — это части, элементы репки):

1) Репка была более пористая, впитала много воды и разбухла. Остальным воды не хватило, и они усохли.

2) Все репки были полужидкие, они постепенно стекли в самое низкое место, слились и застыли в одной гигантской капле.

3) У одной репки корень вырос длиннее и достиг пласта с живой водой. У остальных репок вода была мертвая, и они засохли.

4) В ботве одной репки завелись грибки-симбионты, они помогли ей выжить во время нападения тли, которая поела остальные репки.

Вот такая получилась забавная исследовательская работа! Она же — упражнение на гибкость и изобретательность мышления с помощью инструментов ТРИЗ.

Приходите в Школу талантливого мышления http://schooltalented.com ! И своё мышление раскачаете и детей-внуков потом научите инструментам ТРИЗ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code