Где брать изобретательские задачи для детей?

 

Где брать изобретательские задачи для детей?

Да, хоть где! Например, в мультиках. «Маша и Медведь» — прекрасный набор различных проблемных ситуаций. К примеру – 23 серия «Подкидыш». Давайте поищем в этой серии исследовательские и изобретательские задачи! Чтобы выявить исследовательские задачи, надо к данному факту, к ситуации, к процессу задать вопросы «Почему..?», «Какая связь..?», «Зачем..?» и т.п. А потом постараться раскрыть эти тайны! Итак, начало 23 серии: только белка выскочила на минутку из дупла, как дупло оказалось «запечатанным» большим-пребольшим яйцом! Возможные исследовательские задачи:

• Откуда взялось это яйцо пингвина в нашем русском лесу?

• Почему оно оказалось в дупле именно у белки?

• Как яйцо могло стоять на ветке?

• Почему оно не разбилось?

Попробуем ответить на первый вопрос. Раз дело происходит в сказке, ответ (гипотеза) может быть сказочным, т.е. волшебным, нереальным, фантастическим. С другой стороны, эта сказка очень реалистична по своим бытовым подробностям, по реальным житейским проблемам. И нам ведь хочется научить детей решать реальные проблемы. Поэтому будем принимать любые гипотезы: и реальные и фантастические. А фантастические идеи потом постараемся доработать до реальных.

Какие волшебные силы могут перенести яйцо пингвина через тысячи километров из Антарктиды? Может быть, Алладин со своей лампой постарался? А как же яйцо в дупло попало? Алладин на ковре-самолёте летел, яйцо и скатилось с ковра, упало на упругую ветку дерева, срикошетило и… чпок! Прямо в дупло! Ну, что ж, волшебная гипотеза получилась. Посмотрим, что в ней реальное? – Яйцо может упасть на гибкую ветку и отскочить прямо в дупло? Может, если очень повезёт. Скатиться яйцо с ковра-самолёта может? Может, только ковра-самолёта нет… ( а вообще, я уже где-то читала, что есть вполне успешные попытки осуществить эту древнюю идею! Посмотрите, в интернете есть эта информация). Ну, ладно, не с ковра-самолёта, а из вертолёта яйцо могло выпасть? Могло. Допустим, учёные-биологи, везли яйца пингвинов для изучения, а одно выкатилось… И т.д. А какие у вас возникли версии? А у ваших детей, учеников? А теперь посмотрим, где в этой серии изобретательские задачи. Пингвинёнок попал в необычную среду, жарко ему в нашем климате. Что делать? – изобретательская задача! Медведь и Маша старались, как могли, облегчить ему жизнь: и бассейн, и холодильник использовали. Но потом решили отправить его в родные места … на игрушечном самолёте! Ну, для сказки этот вариант годится. А в реальности:

• Задача №1. Как обеспечить пингвину нормальную жизнь в нашем климате?

• Задача №2. Как отправить пингвина на родину?

Будем решать эти задачи с помощью приёмов ТРИЗ в следующей публикации!

Порешайте с детьми остальные задачи из этой публикации! Гипотез и идей по каждой задаче может быть множество! Не забывайте, что вы уже знаете некоторые приёмы ТРИЗ: выявление и применение ресурсов, переход в другое измерение (от точки перейти к плоскости, от плоскости к объёму). Пишите ваши решения в комментариях! Успехов вам в тренировке креативности и творческом общении с детьми!!!

До 15 декабря проведу 5 бесплатных консультацийдля учителей и родителей по развитию творческого мышления детей. С заявками обращаться в скайп boyarkina46

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code