Валентин Серов — гениальный русский художник на рубеже веков (1865-1911)

Валентин Серов — гениальный русский художник на рубеже веков (1865-1911)

Автопортрет. 1880-е гг

Родился в семье музыкантов в 1865 г., отец — композитор, мать пианистка. В шестилетнем возрасте теряет отца, мать занята своей карьерой и личной жизнью. Ребенка все время подкидывает то родственникам, то друзьям. Это сказалось на его характере, он молчаливый, замкнутый, даже угрюмый.

Мать с 9-летним сыном едет в Париж, где в это время живет Репин. Репин становится его учителем и другом.    В 15 лет без всяких затруднений поступает в Академию художеств к лучшему преподавателю П. Чистякову.  Здесь он подружился с Врубелем, позднее с К. Коровиным.

Проучившись в АХ пять лет, понял, что академия больше ничего ему дать не может , он уезжает в Европу, где изучает шедевры старых мастеров. А возвратившись на Родину, все лето живет в семье Саввы Мамонтова, в его имении Абрамцеве.  Мамонтов — меценат, промышленник, любитель и знаток искусств. Здесь собираются культурные сливки общества.Творческая атмосфера Абрамцевского кружка благотворно влияет на будущего художника Здесь ставят спектакли, в которых принимает участие Серов, пишет декорации. Здесь его называют Тошкой, т. к. свое имя Валентин  он не любил. К нему относятся по родственному,  с любовью.

Здесь Серов  пишет свой первый шедевр — портрет дочери  Мамонтова  Верочки.

Девочка с персиками.  1887г.                                                                                                                                                                                                                                       Это Самый молодой портрет  в истории русской живописи. Молод художник (22 г.). молода модель (12 лет). От этого полотна веет радостью жизни, молодостью, светом.

Сам Серов зарекся еще с юности писать только «отрадное». И вот это отрадное создано. Здесь соединено тонкость характеристики и красота живописи. Полная гармония.

Полотно «Девочка с персиками » делает юного художника известным. На выставке в Москве получает первую премию.

Через год пишет свой второй шедевр.

Девушка, освещенная солнцем. 1888 г.

Модель — двоюродная сестра Серова Маша Симонович (одно время в нее был влюблен Врубель).

Эта картина близка по стилю к импрессионизму, хотя художник с импрессионистами еще не знаком.

Пишет ее на природе. Блики солнца, светотени, тишина и полный покой летнего дня, девушка как-будто  растворена в воздухе.

Глядя на эти первые полотна, кажется, что художник их написал по вдохновению за сеанс, ну за 3 сеанса максимум, а на самом деле за каждой из этих работ стоит по 30-40 сеансов. Маша  все лето позировала художнику. Измучил ее бедную до смерти. На полотне же передано мгновение.

Передвижникам творчество Серова было чуждо. В. Маковский, художник-передвижник, узнав, что П.Третьяков купил «Девушку, освещенную солнцем», яростно выразился, что Третьяков привил сифилис своей галерее.

Серов жил на рубеже веков. Он стремится к новому.  Все время  ищет и меняет свой стиль. Пробует разные жанры: бытовые, исторические темы, пейзажи. Но главный жанр его творчества — это портрет. Он пишет портреты своих друзей, артистов, художников (Левитана, Шаляпина, Горького, К. Коровина).

Художник рано стал популярным, даже модным. У него много заказов. Заказы сыплются и от русской знати, даже от царской семьи.

Портрет императора Николая Второго. 1900 г.

Художник вырабатывает новый жанр парадного портрета.интересный ракурс, лаконизм, обобщенность. предельная выразительность, крупный свободный мазок.

Портрет  М.Н. Ермоловой. 1905 г.

Образ великой актрисы полон гражданского пафоса, отражает нравственную красоту человека.

Когда пишет заказной портрет, художник  беспощаден к модели, «злой» по его же словам. Его портреты  отражают внутреннюю сущность модели, иногда до гротеска.

Портреты последних лет жизни художник пишет в стиле модерн. Вершиной русского модерна является портрет  О.К. Орловой.

Портрет княгини О.К. Орловой. 1911 г.

Иногда для себя,  для души пишет пейзажи. Они проникнуты такой любовью к русской природе, к простому человеку, что смотришь на пейзаж и сразу понимаешь — это матушка Русь.

Зимой. 1898г.

У Серова большая семья, любящая жена, шестеро детей.

Сохранилось много рисунков, акварелей с изображением детей.

Портрет Мики Морозова 1901г

Ребенок красивый, порывистый, горящие глаза, сейчас вскочит и убежит. Портрет полон внутренней динамики, и ни капли сентиментальности.

В начале 1900-х был близок к обществу «Мир искусств».

Более 10 лет преподавал в Московском училище живописи, ваяния. Пользовался большим авторитетом у современников.

Серов скончался в 46 лет, в рассвете своего таланта. Оставил большое наследство (рисунки, акварели, иллюстрации, графика).

Если сравнивать его ранние работы с полотнами последних лет, то трудно  предположить, что их писал один и тот же художник.

Сравним «Девочку с персиками» 1887 г.  с полотном, написанным в конце жизни.

Портрет Иды Рубинштейн. 1910 г.

И все же именно его ранние полотна стали классикой русской живописи.

Знаменитый русский художник своим творчеством отразил целую эпоху. Это лучший русский портретист свого времени.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code