Александр Иванов - представитель русского классицизма

TEXT.RU - 82.86%

Александр Андреевич Иванов (1806-1858)

Автопортрет

В истории русской живописи личность огромная, представитель русского классицизма.
Родился в семье художника Андрея Иванова, профессора Академии художеств. Мальчиком поступает в Академию, где все время пользовался руководством отца, чем возбуждал зависть в товарищах.
Ранние произведения художника обладают всеми характерными чертами классицизма: уравновешенной композицией, плавным контурным рисунком, локальным цветом.
В 1830 г. как пенсионер Общества поощрения художников был направлен в Италию.
В Риме в течение пяти лет пишет картину "Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения".


 

Полотно в качестве пенсионерского отчета переправляется в Петербург.
Этой картиной Иванов сразу поставил себя на должную высоту. В Академии он был удостоен звания академика.

В Италии художник общался с Гоголем, Тургеневым, Герценом, Чернышевским. Пишет портрет Гоголя.


Судьба художника трагична. Жил в нищете, хотя мог иметь все. Жизнь его посвящена живописи.
Основное произведение художника "Явление Христа народу".


 

Над этим огромным полотном он работал около 20 лет, его размеры 5,4 х 7,5 м. Иванов работал упорно, медленно идя шаг за шагом к намеченной цели. Было создано около 600 эскизов и этюдов. Язык этих маленьких шедевров - реализм в самом высоком, современном значении слова.
Чудесный этюд "На берегу Неапольского залива" опережает время на полвека.



Впервые в мире внес натурные пейзажи в картину, тщательно подыскивал типы натурщиков для изображения народа и апостолов.
Работа над картиной "Явление Христа народу" продвигалась чрезвычайно медленно. Его несколько раз Общество собиралось лишить пенсии. Но восторженные отзывы, приходящие в Россию об этом колоссальном произведении, возбуждали все время интерес и толки.
Существует несколько вариантов этой картины, было сделано 24 различных композиций, и первоначальный эскиз представляет настолько существенную разницу от окончательно выбранной картины, что их можно назвать двумя совершенно различными произведениями. Первоначальных вариант хранится в Русском музее, окончательный - в Третьяковке.

Пока писал картину, менялось и мировоззрение художника. В конце 1840-х годов произошел переворот в жизни живописца, он впал в депрессию, стал подозрителен, питался только хлебом и яйцами, так как боялся, что его отравят, прекратил почти все знакомства. Охладел к картине, решил больше не касаться ее и отправить в Петербург.
На Родине картина была встречена прохладно.
Сам художник вернулся в 1858 г., проведя за границей 28 лет. Он был уже сед, все его родные к этому времени уже умерли. Он ожидал, что его детище купит царь, но это произошло только после смерти художника. Умер он от холеры через три недели после возвращения на Родину.
После смерти Александра Иванова осталась огромная коллекция акварельных композиций из Ветхого и Нового Заветов, около 250.
Все композиции трактованы оригинально.
Влияние художника на русскую живописную культуру неоценимо. У него не было прямых учеников, но русские художники последующих поколений по-разному преломляли его идеи в своем творчестве (например В. Суриков).

 

 


 

 


Комментариев нет