Иван Николаевич Крамской

TEXT.RU - 93.73%

Иван Николаевич Крамской ( 1837-1887)
Живописец, теоретик, художественный критик, один из организаторов и идейный руководитель Товарищества передвижных художественных выставок.

Автопортрет 1867 г.
В 1863 г. в Академии художеств произошло неслыханное: 14 лучших учеников отказались писать дипломные работы на библейскую тему. Они вышли из АХ, а ведь именно Академия давала возможность за казенный счет уехать за границу на 6 лет для дальнейшего повышения своего мастерства, для ознакомления с мировыми шедеврами.
Это событие – «Бунт 14» – возглавил Крамской. Художники объединились и создали Артель свободных художников. Это прообраз Товарищества передвижников. Крамской – один из организаторов и душа этого содружества.
Страстно полюбив живопись еще с детства, он ежедневной напряженной работой постигал ее тайны. На протяжении более 20 лет активной деятельности художник выполнил свыше 700 живописных и графических произведений. Несколько картин он написал на библейские темы. Продолжая идею своего товарища художника Ге, он очеловечил Христа.
Одно из главных произведений на библейскую тему «Христос в пустыне».

Христос в пустыне. 1872 г.
Образ Христа – символ нравственного подвига, готовность принести себя в жертву во имя людского блага.
Главный и самый большой труд Крамского - это портреты. Они отличаются простотой композиции, чистотой рисунка, тщательностью светотеневой моделировки, глубоким психологизмом.
В 1873 г. Крамской со своими друзьями художниками И. Шишкиным и К. Савицким снимал дачу в пяти верстах от Ясной Поляны. Здесь он знакомится с Л. Толстым и пишет два его портрета. Один по заказу Третьякова, другой для семьи писателя.

Портрет Л. Толстого. 1873 г.
На портрете изображен человек - гений, мыслитель. Спокойный фон, простая одежда, а вот глаза - они завораживают, они приковывают взгляд. Это центр портрета.
Картин Крамской написал немного. Его произведения – это смесь жанра и портрета («Некрасов в период "Последних песен"», «Неутешное горе», «Неизвестная»).

Неизвестная. 1883 г.
Гордая, прекрасная, независимая женщина. Манера письма классическая.
Картина была встречена яростной критикой. Ее называли исчадием ада. Даже Стасов не принял ее.
Заказы на портреты сыпались непрерывно. Это мешало художнику, стесняло его творческую деятельность. Но это дало и благосостояние. Портреты мастера ценились дорого. Среди заказчиков была даже царская семья. Благосостояние изменило взгляды художника на жизнь. Он все больше и больше склонялся к консерватизму, в нем пробуждается честолюбие.
Молодежь к нему охладела, его портреты называют сухими, живопись устарелой.
Последние годы жизни он был сильно болен аневризмой, поддерживал себя подкожными впрыскиваниями морфия. Только это давало ему силу и энергию при написании картин.
Скончался неожиданно во время работы над портретом одного доктора, который и констатировал его смерть.
Было ему всего 50 лет.
Крамской сыграл большую роль в развитии художественной жизни России в 70-80 гг. Помог сплочению художников как один из организаторов Товарищества передвижников, он призывал художников к высокому общественному долгу, к реализму, идейности и народности искусства, он способствовал реформам в АХ. Это был художник-гражданин.


Комментариев нет