Русские пейзажисты первой половины XIX века

TEXT.RU - 100.00%

Наиболее яркие русские пейзажисты первой половины XIX века - это Федор Алексеев, Максим Воробьев, Сильвестр Щедрин. Все эти художники учились в Академии художеств, все были пенсионерами АХ, все повышали свое мастерство в Италии.

Ф.Я. Алексеев (1753-1824) - родоначальник городского пейзажа в русской живописи.

После возвращения в Россию писал декорации для императорских театров. По распоряжению царя Павла ездил по старинным русским городам, писал акварельные этюды с натуры. По ним писал маслом виды города.


Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости. 1794 г.


Его пейзажи написаны по законам классицизма. Совершенный рисунок. С 1803 г. – профессор АХ, преподает в АХ. Его ученик М.Н. Воробьев.

М.Н. Воробьев (1787-1855) – талантливый художник, пошел дальше своего учителя. Манера письма более реальная, отходит от академических условностей. Воробьев много путешествовал, любил море и умел передать его сияние. 


Набережная Невы у Академии художеств. 1835 г. 


В пейзажах впервые в русском искусстве проявились черты романтизма. Возвышенное видение природы, эффектное освещение. С 1815 г. преподает в АХ. Воробьев – превосходный преподаватель. Его ученики Айвазовский, Боголюбов, Лагарио.


Сильвестр Федосеевич Щедрин (1791-1830)


Автопортрет. 1817 г.


Самый знаменитый и популярный русский пейзажист начала XIX века. Родился в семье скульптора. Его дядя Семен Щедрин художник.

С 9 лет обучается в АХ. В 1812 г. заканчивает Академию с большой золотой медалью, что дает право на пенсионерство. Однако поездку за границу пришлось отложить из-за войны с французами. Лишь в 1818 г. едет в Италию совершенствовать свое мастерство. Италия становится его второй родиной.

Первое время живет в Риме. Выполняет заказы путешествующей русской знати, а в 1825 г. переезжает в Неаполь, где живет и работает до конца жизни. Умирает в 39 лет от тяжелой болезни.

Первые работы художника написаны по канонам классицизма. В дальнейшем его письмо дышит романтикой.

В Риме пишет городской пейзаж под названием «Новый Рим. Замок Святого Ангела».


Новый Рим. Замок Святого Ангела. 1825 г.


В течение 1823-1823 гг. Щедрин написал 8 вариантов под этим названием. Это не копии, т.к. в каждом варианте мастер меняет жанровые сцены, время суток, тем самым создавая новое освещение, новую игру красок.

Жанровые сцены придают городскому пейзажу особенное звучание и обаяние, город живет на полотне художника.

Щедрин получает много заказов, это дает ему материальную независимость и делает его имя известным в Европе и даже в Америке. Его работы сравнивают с замечательным французским пейзажистом XVII века Клодом Лореном.

Щедрин первый из русских пейзажистов пишет картины маслом под открытым небом. 

Пишет циклы картин «Веранда…», «Гавани…» 


Веранда, обвитая виноградом. 1828 г.


Его полотна проникнуты воздухом, светом, итальянским солнцем.

«Грот Матроманио на острове Капри» - это одна из лучших его работ.


Грот Матроманио на острове Капри 


Характер художника спокойный, общительный, доброжелательный. Его современники Кипренский, Александр Иванов, Карл Брюллов также в это время жили в Италии. Он с ними был близко знаком.

Художник рано ушел из жизни, большая часть его произведений осталась за рубежом.

Щедрин открыл новый период в истории отечественной пейзажной живописи.

Задолго до импрессионистов стал писать пейзажи с натуры.










Комментариев нет