Архип Иванович Куинджи

TEXT.RU - 100.00%

Архип Иванович Куинджи (1841-1910)

Портрет Куинджи. Художник Крамской.

Художник-живописец. Родился в Мариуполе в бедной семье сапожника-грека. В 5 лет полностью осиротел, в 11 лет вполне самостоятельный.

14-летним юношей добирается в Феодосию к Айвазовскому, здесь он проживет около года, знакомится с творчеством великого мариниста, понимает, что он хочет стать художником. Все время рисует.

В конце 60-х годов переезжает в Петербург и поступает в Академию художеств.

Бедняк, малообразованный, отрицающий всякие традиции и условности, до всего доходит своим умом и трудом. В его первых работах улавливается подражание Айвазовскому. За виды острова Валаам получает звание классного художника.

Третьяков покупает пейзаж «На острове Валаам».

 

На острове Валаам. 1873 г.

На деньги, полученные за картину, Куинджи едет за границу, в Париже знакомится с французской барбизонской школой.

После поездки в творчестве художника произошли большие изменения. Много работает на природе, пишет эскизы, а красками – уже в мастерской. В своих работах Куинджи стремится передать контрасты света и тени, влияние света на цвета.

На очередной передвижной выставке в 1878 г. представлена его работа «Вечер на Украине».

Вечер на Украине. 1878 г.

Шквал критики обрушивается на мастера. Многие художники не принимают новаторства Куинджи. Он не выписывает каждый лист, как это делал его современник Шишкин. Он обобщает. Главное для него - это игра света. У него особое зрение, его глаза улавливают малейшие нюансы цвета. Он пишет мимолетные явления природы: пятна лунного света, пурпурный закат, надвигающийся туман.

Каждая картина художника - это событие. Его популярность необыкновенна.

В 1879 г. художник выставляет новое полотно «Березовая роща».

Березовая роща. 1879 г.

Картина необычайна по композиции, березки не в полную величину, а лишь стволы, освещенные яркими лучами солнца, а под ними изумрудная зелень болота.

И вот появляется ошеломляющая картина - «Лунная ночь на Днепре», 1880 г.

 

Лунная ночь на Днепре. 1880 г.

Это полотно было встречено с небывалым интересом. Была организована выставка одной картины. Зрители ломились на нее. Вокруг этого полотна ходили слухи, что картина написана на перламутре или на золоте, а может быть на стекле? А за картиной расположен светильник, что и придает ей такое сияние. Кое-кто был уверен, что художник изобрел «лунную» краску.

Полотно же было написано на самом обычном холсте, самыми обычными красками, просто талант художника смог передать лунный свет с такой достоверностью.

Картину купил великий князь Константин и взял ее в кругосветное плавание. Морской климат повлиял на краски, полотно потемнело.

Художник отличался оригинальностью во всем: и в живописи, и в жизни. Заработанные живописью деньги Куинджи пустил в оборот, разбогател. На пике своей популярности перестал выставлять свои картины. Почти весь свой капитал (около миллиона рублей) завещал обществу молодых художников. Куинджи преподавал в Академии художеств, профессор по классу пейзажа. Его ученики Н. Рерих, К. Богаевский, А. Рылов.

Куинджи продолжал работать, но его картины зритель увидит лишь много лет спустя на посмертной выставке.

Среди этих полотен есть замечательные пейзажи.

 

Ночное. 1908 г.

Состояние природы, выраженное при помощи света и цвета, - тема всего творчества Куинджи.

Лунное сияние еще ни одному художнику не удавалось передать с таким блеском.

Куинджи внес в пейзаж 70-80 гг. ту меру художественной условности и лаконизма, которая появится в русской живописи только на рубеже XIX-XX вв.

 

 


Комментариев нет