Третьяков и цель его жизни

Павел Михайлович Третьяков (1832-1897) - основатель Третьяковской галереи.

Портрет И. Репина. 1883 г.

Павел Третьяков родился в купеческой семье, получил хорошее домашнее образование.

Рано начал интересоваться живописью. Начал скупать рисунки, гравюры, но долго не мог определиться, что коллекционировать и зачем.

В 1856 г. знакомится с коллекцией чиновника Прянишникова, которая состояла из полотен только русских художников. Насчитывала она около 150 картин. Много было слабых, но среди них были и жемчужины: «Сватовство майора», портреты Кипренского.

Третьяков мечтал приобрести эту коллекцию, но цена 70 тыс. рублей была для него неподъемной в то время.

И вот у Третьякова появляется цель, она захватывает его с такой силой, что определяет всю дальнейшую его жизнь. Цель - создать общедоступную картинную галерею русских художников.

Сам Третьяков не художник, не имеет специального художественного образования, но это необыкновенный человек: если он поставил перед собой цель, то он ее должен обязательно достигнуть. Он активно изучает искусство, посещает все художественные выставки, знакомится с шедеврами мирового искусства в Эрмитаже и Академии художеств. Он едет за границу, посещает лучшие музеи Европы.

В 1856 г. покупает две жанровые картины, которые и послужили началом создания галереи. Это «Искушение» Шильдера и «Финляндские контрабандисты» Худякова.

Эти произведения далеко не шедевры, это и не удивительно, ведь Третьякову всего-то 25 год, еще нет опыта определить художественную ценность произведения. Интересы молодого коллекционера совпадали с интересами нового поколения художников, которое порывало с академической рутиной, стремилось в своих работах отражать жизнь простых людей.

В 1862 г. появляется картина московского художника Пукирева «Неравный брак». Третьяков покупает это полотно.

Картина имеет большой успех. Замечательный точный рисунок, классическая композиция и тонкая передача душевного состояния героев драмы. Справа от невесты художник изобразил себя.

В 1870 г. появляется Товарищество передвижных художественных выставок. Третьяков близко знаком с лучшими художниками того времени. Он посещает мастерские, знает кто над чем работает. Покупает картины еще до выставки.

На 1 Передвижной выставке было всего 46 полотен, почти все они были приобретены Третьяковым, лишь «Порожняки» уже были проданы. Третьяков заказывает автору повтор. Третьяков не любит приобретать повторы, только оригиналы. Но картина «Порожняки» произвела на него сильное впечатление.

К этому времени Третьяков пользуется большим авторитетом в художественной среде. К его мнению прислушивались и считались. С художниками он был прям, делал замечания, если считал, что нужно что-то исправить. Даже Репину в картине «Не ждали» рекомендовал переписать лицо освобожденного, и Репин переписал.

При покупке картин торговался. Третьяков много тратил на картины, но экономно и торговался не из скупости, а чтоб была возможность приобрести больше для галереи.

У Третьякова возникает идея собрать портреты самых выдающихся соотечественников. Он заказывает портреты Крамскому, Ге, Перову, Репину.

Такой целью до него никто не задавался. Художники понимали и поддерживали идею Третьякова.

И галерея пополняется огромным количеством портретов писателей, музыкантов, художников.

Крамскому заказывает портреты Толстого, Гончарова, Некрасова.

Ге по заказу пишет портрет Толстого. Перов для галереи пишет портреты Достоевского, Островского. Репин пишет портрет Толстого, Мусорского.

Третьяков берег каждую минуту, чтоб успеть сделать задуманное. Его отличала взыскательность к самому себе, внутреннее благородство. Он хоть и был скуповат, но помогал художникам, попавшим в беду. Помогал Саврасову, Перову, Антокольскому. Он материально поддерживал молодого талантливого пейзажиста Федора Васильева. Это был гениальный мальчик, по словам Крамского. Юноша умер в 23 года от чахотки, оставив такие шедевры, как «Мокрый луг», «Оттепель».

1870-е гг. коллекция неудержимо растет, картин уже более 150, размещать их трудно, негде.

И Третьяков приходит к заключению, что надо строить специальное помещение. Задумано - сделано. В 1874 г. галерея была готова, началась работа по развеске картин.

Третьяков был объективным и умным историком русской живописи. Он собирал все новое и заметное в искусстве, он обладал тонким пониманием художественности произведения.

У музыкантов есть такое понятие как абсолютный слух, так у Третьякова был абсолютный глаз.

С интересом следил за работой молодого поколения художников , таких как Серов, Левитан, К. Коровин. Был в восторге от Верушки Мамонтовой («Девочка с персиками»).

Сразу же приобрел «Девушку, освещенную солнцем» Серова.

Старые передвижники назвали эту покупку прививкой сифилиса галерее.

Третьяков женат на В.Н. Мамонтовой, двоюродной сестре Саввы Мамонтова, большого любителя искусств. Жена на протяжении всей жизни активно поддерживала все начинания Третьякова.

Семья многодетная. В 1887 г. в течение года у Третьяковых умирает четверо детей от скарлатины, в том числе наследник – сын Ванечка. Горе не сломило Третьякова, хотя с этих пор он перестал улыбаться. До конца своих дней он продолжает пополнять свою коллекцию.

Еще в 1860 г., когда Третьякову было всего-то 28 лет, он составляет завещание, где говорится, что он желал бы оставить после себя национальную галерею. И вот в 1892 г. Третьяков безвозмездно передает свою коллекцию в дар Москве. Москва всколыхнулась восторгом и благодарностью.

Теперь Третьяковская галерея - крупнейший музей русского искусства, в народе ее любовно называют «Третьяковкой». Посещаемость галереи более 2 млн в год. Третьяков, создав фундамент этого музея, увековечил свое имя, совершил подвиг. Человек с большой буквы.


Комментарии:


  • konstantin.makarenko
    2014-10-09 21:42:00
    ​Читаешь или слышишь про наших современных "олигархов", и не можешь понять имеется ли предел человеческой жадности. А ведь есть пример для подражания. Не покупай очередную яхту или особняк за границей - построй больницу для онкобольных детей, пожертвуй на приют для бездомных, верни на Родину находящиеся в частных коллекциях художественные ценности и помять о тебе будет жить. Кто бы вспомнил имя Стенфорда, а вот он создал университет, который будет прославлять его имя в веках. Все бы давно забыли фамилию нижегородского помещика Мартынова, а он в середине ХIХ века подарил городу свое поместье под губернскую больницу и до сих пор люди помнят ее, как "мартыновскую". Правда сыночек его подгадил папеньке, убив на дуэли М.Ю. Лермонтова.