Михаил Врубель

TEXT.RU - 100.00%

М.А. Врубель - гениальный русский художник с трагической судьбой

Миша родился в семье военного юриста, в 3 года потерял мать. Рано проявилась его тяга к рисованию, но отец не верил в одаренность сына и мечтал, чтоб он пошел по его стопам. Семья часто меняла местожительство: родился Миша в Омске, гимназию закончил в Одессе, затем переезжают в Петербург, здесь он поступает в университет на юридический факультет. Но любовь к живописи побеждает, вечерами Врубель посещает рисовальные классы при АХ (академии художеств), а 1880 г. - поступает в АХ. Берет уроки у Чистякова, преподавателя высшей пробы, его учениками были Репин, Серов. Врубель подружился с ними. Пишет акварели, работает над полотнами маслом.

Гамлет и Офелия

(1883)

Пробует свои силы и в монументальной росписи церквей. В 1884 г. по приглашению Прахова - искусствоведа, профессора - по рекомендации П. Чистякова едет в Киев для восстановления фресок в Кирилловской церкви. Сближается с семьей Прахова, влюбляется в жену Прахова Эмилию. Для Кирилловской церкви пишет "Богоматерь с младенцем". Богоматерь с лицом Эмилии.

"Богоматерь с младенцем"

(1884-1885)

Врубель надеется участвовать в росписи строящегося Владимирского собора, для подготовки к этому едет в Италию, где изучает работы великих мастеров. По возвращению его надежды рухнули, на роспись собора приглашен В. Васнецов, на его долю достался лишь орнамент. Рухнула надежда на большую работу, рухнула любовь к Эмилии. Художник ушел в загул, тем заработал лишь болезнь печени и сифилис. Чтоб обеспечить себе кусок хлеба, берется за любую работу (полотер, учитель рисования), набирает большие долги. В счет уплаты долга пишет картину "Девочка на фоне персидского ковра" 1886 г., но заказчику картина не понравилась.

"Девочка на фоне персидского ковра"

(1886)

Лишь на третьем аукционе удалось эту картину продать.
В Киеве окончательно сформировалось направление творчества художника. Оно все пропитано мистикой, загадочностью. Он обращается к образам Гамлета, Фауста, Сальери и, наконец, к Демону. Врубель рано познакомился и полюбил творчество Лермонтова. Образ Демона зарождается в его душе еще в юности и преследует художника всю жизнь. Часто этот образ меняется, художник ищет его воплощения на полотне.
В 1889 г. едет в Москву, здесь он осуществляет свой замысел, пишет полотно "Демон сидящий".

"Демон сидящий"

(1890)

Это не злобный дух, это могучая фигура, прекрасная, полная скорби, печали, одиночества. По стилю полотно близко к сюрреализму, мазок густой, плотный, напоминает мозаику..
Врубель с юности был уверен, что его призвание к великому творчеству, что он гениален, что он должен совершить что-то необыкновенное, прекрасное. Верил, что Демон прославит его. И действительно на другой день после демонстрации этого полотна Врубель стал известным.

Интерес к картине был огромный, но только художники-современники, критики не оценили его творчества, даже отвергли.
В Москве Врубель знакомится с Савой Мамонтовым. Это меценат, предприниматель, любитель и знаток искусства. Мамонтов один из первых понял, что перед ним талант, самородок. Он оказал Врубелю большую поддержку, предоставил мастерскую. А когда панно Врубеля не были приняты на Всероссийскую выставку в Нижнем Новгороде, Мамонтов построил специально для этих панно павильон.
Летом в усадьбе Абрамцево, принадлежащей С. Мамонтову, собирались лучшие творческие силы России того времени: Репин, Серов, Поленов, Римский-Корсаков, Шаляпин. Для Врубеля здесь была создана замечательная обстановка для творчества. Здесь была керамическая мастерская, здесь ставились современные пьесы, здесь зародилась Частная опера. Римский-Корсаков ставил свои оперы, здесь пел Шаляпин. Врубель знакомится, влюбляется в певицу Надежду Забелу, на которой женится.

Художник участвует в постановках театра, пишет декорации, придумывает сценические костюмы.
Это самый плодотворный и успешный период его жизни. С этого времени во всех женских образах, создаваемых художником, присутствуют черты его жены. У Врубеля родился сын, его назвали Саввой. Ребенок родился с заячьей губой.

Портрет Н.И. Забелы-Врубель

(1898)

(Продолжение следует)


Комментариев нет