Посоревнуемся с Галилеем!

TEXT.RU - 53.66%

​​​​

Ищем творческие задачи в учебниках!

Физика, 7 класс, §3 «Наблюдения и опыты». Приводится пример опытов: «Известна легенда об итальянском учёном Г. Галилее. Для того, чтобы изучить, как происходит падение тел, Галилей ронял разные шары с наклонной башни в г. Пизе. Проделав такие опыты, учёный получил подтверждение своей гипотезы и открыл закон падения тел.» Всё… Ну разве вот такой «внешней» информацией можно заинтересовать подростка наукой? Романтикой открытий? Разгадыванием тайн природы? Да и вообще непонятно, зачем было «ронять разные шары»? Почему шары? Почему – разные? Почему с башни? Почему именно с наклонной? В чём заключалась гипотеза Галилея? В чём суть закона падения тел?

Решила я поискать более подробную информацию о Галилее. С чего это вдруг он решил эти шары ронять? Взрослый человек… На виду у всего города?

Нашла в интернете: «Согласно представлению величайшего древнегреческого философа Аристотеля (384-322 до н. э.), тело падает на Землю тем быстрее, чем больше его масса. Это представление являлось результатом примитивного жизненного опыта: наблюдения показывали, например, что яблоки и листья яблони падают с различными скоростями. Понятие ускорения в древнегреческой физике отсутствовало.
Впервые выступил против авторитета Аристотеля, утвержденного церковью, великий итальянский ученый Галилео Галилей (1564 — 1642).»

Обратите внимание на даты жизни этих великих людей! 2000 лет никто не сомневался в утверждениях Аристотеля, А Галилей усомнился! И двинул науку вперёд! Оказывается, сомнения вещь очень важная!

Но ведь и наблюдения Аристотеля верны! Яблоки с яблони действительно падают быстрее, чем листья. Как это объяснить? Ну, для современных семиклассников это вопрос не самый трудный… Они свойства воздуха ещё в начальной школе проходили. А можно и потруднее вопрос задать. Во времена Галилея нельзя было точно замерить время падения предмета на землю. Не было ещё часов, которые замеряли бы секунды и доли секунды.

Как бы замедлить падение? Как измерить отрезки пути, которые тело проходит за каждую секунду падения? Одинаковые эти отрезки или нет? Меняется ли скорость падающего тела?

И Галилей придумал! Надо не ронять шары с башни, а скатывать их по наклонной плоскости. Это будет «замедленное» падение. А как ещё можно было замедлить падение? Задайте этот вопрос вашим семиклассникам, пусть посоревнуются с Галилеем!

Пишите ваши варианты в комментариях!


Комментариев нет