Чего не хватает в школьных учебниках и энциклопедиях?

TEXT.RU - 87.24%

В детских энциклопедиях, учебниках и другой познавательной литературе - ТОЛЬКО готовая информация, ИНСТРУКЦИИ по проведению опытов, ОБРАЗЦЫ РЕШЕНИЯ стандартных задач… В лучшем случае – с объяснением процесса.

Чего же, на мой взгляд, не хватает в этих книгах? В конструкторах и наборах «Юный физик», «Юный химик», «Знаток» и т.п.?

Практически отсутствуют задания :

на формулирование ВОПРОСОВ «Почему…?», «Зачем...?», «Какая связь…?, «Как сделать по-другому?»…..

на выдвижение ГИПОТЕЗ (предположений), отвечающих на эти ВОПРОСЫ;

на придумывание и проведение ЭКСПЕРИМЕНТОВ для доказательства ГИПОТЕЗ;

на ПРИМЕНЕНИЕ полученных знаний в новом неожиданном направлении…

Возьмём пример из «Большой книги увлекательных занятий для детей».
Раздел «Научные эксперименты». Тема «Оптика и оптические приборы. Микроскоп».М. ЭКСМО, 2010.

В описании этого «увлекательного занятия» столько непонятностей и лишних действий, что мы с детьми решили ОБРАТИТЬ ВРЕД В ПОЛЬЗУ. И использовали этот текст и картинки для поиска недочётов автора и художника, да ещё, наверное, и переводчика! Текст описания привожу дословно. Наши комментарии, вопросы, предложения написаны курсивом:

1.Вырежи ножницами из металлической пластинки форму с размерами, указанными на образце.

2.Положи вырезанную форму на деревянную доску толщиной 1 см и выпрями её с помощью молотка.

·Обычными ножницами резать даже тонкую жесть очень трудно. Ещё и порезаться можно об острые края и углы… Да собственно и непонятно, зачем вырезать именно такую форму? Мы взяли просто жестяную крышку от стеклянной банки с огурцами…

·Почему выпрямлять пластинку молотком надо на доске толщиной именно 1 см?

·Указаны размеры всех элементов. Но, как вы увидите далее, эти размеры на конечный результат практически не влияют… А вот действительно важный размер на чертеже не указан…Если сами не догадаетесь, какой именно размер – в конце будет ответ…

3.Забей гвоздь в доску толщиной 4 см, спили напильником выступающий кончик гвоздя вровень с доской, а потом вытащи гвоздь.

Непростое дано деткам задание… Ну, забить-то ещё легко гвоздь в такую толстую доску, а вот спилить напильником кончик стального гвоздя? А потом вытащить гвоздь из толстой доски?..Это, наверное, без папы не получится…

Этим гвоздём потом делаем отверстие в металлической пластинке. Зачем гвоздь должен быть тупым, не объясняется… (Продолжение следует)


Комментариев нет