Моя жизнь и Равновесие (окончание - про ТРИЗ и Репку)

  

  

....А теперь хочу, чтоб вы почувствовали, что такое ТРИЗ. Это набор инструментов ДЛЯ получения новых идей, для выявления и решения проблем.  Чтоб было понятно людям всех специальностей (и детям всех возрастов), возьмём пример из любой сказки. Ну, например, из бессмертной…. «Репки». Помните: выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку тянуть. Тянет-потянет, вытянуть не может… Вот вам проблемная ситуация… Обычный способ сбора урожая репки не годится…

 Дед не стал особо мозги напрягать, позвал бабку. Бабка тоже другого  способа не придумала, давай вместе тащить: бабка за дедку, дедка за репку и т.д. ( Психологическая инерция…) Кончилось тем, что собрав всех домочадцев, репку всё-таки – вытянули! Ну, а если бы и мышкиных сил не хватило, так и пропал бы урожай? Проблему выявили, а теперь найдём несколько вариантов её решения силами одного дедушки, но теперь он у нас герой-изобретатель. Уже есть варианты? (курсивом – ответы гостей и участников вебинара. Пишу по памяти.)

- Подкопать.

- Самый простой вариант!

- Забыть! И купить ананас!

- Оригинальный ответ! Но... уход от решения задачи

- Резать кусочками прямо на месте.

- В ТРИЗ есть 40 приёмов устранения противоречий. Один из них - ДРОБЛЕНИЕ. Вот Вы этот приём сейчас и применили.

- Полить водой.

Хорошая идея! Ведь почему репка не вытаскивается? Одна из возможных причин: земля присохла к репке и держит её. Поливом эту проблему можно решить. А какие ещё могут быть причины?)

- Корень длинный, держит. Надо подкопать с одной стороны и обрубить корень.

- Замечательно! До сих пор мы смотрели на репку в целом. А теперь обратили внимание на её части. И нашёлся ещё один вариант решения проблемы. Приём называется "ПЕРЕЙТИ К ПОДСИСТЕМЕ", т.е. рассмотреть части объекта и подумать - как они могут помочь решить проблему. А теперь я вам подскажу ещё один приём: "СДЕЛАТЬ НАОБОРОТ". До сих пор мы старались репку вытащить. Что значит "СДЕЛАТЬ НАОБОРОТ" в данной ситуации?

- Закопать? Засыпать землёй?

- Конечно! Получится овощехранилище до весны.

Хорошо, молодцы! С помощью ТРИЗ можно решать не только изобретательские , но и исследовательские задачи, отвечающие на вопрос «Почему?» В этой сказке сразу напрашивается исследовательский вопрос: почему репка выросла такая большая?

Могли бы мы с вами и эту задачу порешать, но уже время завершать моё выступление. Покажу только ещё одну картинку на эту тему:

Про такую репку, пожалуй. действительно - лучше забыть...  


Я уже полжизни связана с ТРИЗ: изучала, применяла, преподавала. Наблюдала за собой и учениками. Самый большой эффект развития получила, наверное, я сама! Мне интересно жить!

Но массового увлечения ТРИЗ вокруг меня не произошло. Думать - это трудно. С инструментами ТРИЗ думать легче, надо только их освоить, а это труд, время, терпение. Но, главное - интерес!

  

Для тех, кому интересно: приглашаю со 2 января на скайп-консультации по ТРИЗ и возможностям этой теории для развития креативного мышления детей и взрослых. Обращаться в скайп boyarkina46

 

Настоящая работа в Центре Равновесие только начинается: наполнение и рост популярности порталов, развитие и обогащение связей между порталами, привлечение к работе новых людей.

Приглашаю к сотрудничеству всех желающих! На портале «Салют идей! От взрослых и детей!» принимаются публикации, рассказы в видео и аудио формате о проблемах и идеях решения в любой области деятельности, о методах, способах развития креативности, творческой стороны мышления.

Приходите на Практику в группу №3! Будем вместе запускать САЛЮТ ИДЕЙ! А потом откроете свой портал!!!

Всем желаю яркой, насыщенной, творческой жизни!

С наступающим Новым годом!!!

  


Комментарии:


  • Зуев Виктор
    2012-12-28 23:44:19
    Успехов Вам! С Наступающим Новым Годом! 
  • Валентина Бабина
    2012-12-29 10:04:27
    Когда мои дети были маленькие  (потом внуки), я часто рассказывала им сказку про Репку. И мораль сей сказки была одинакова: дружным коллективом можно сделать все. Автор статьи предлагает на посмотреть на решение проблемы с другой стороны: дед, ты посадил репку, теперь это твоя головная боль как ее вытащить. Думай дед, прояви смекалку и сваливай свою работу на чужие плечи.
  • Лидия Голубева
    2013-01-02 14:47:07
    Отличное выход из создавшейся ситуации. Действуй наоборот. 
  • annapozdeeva
    2013-01-03 10:58:54
    ЗдОрово! Закон тренировки - в действии. Тренируй мышцы - и они будут крепкими, тренируй свой мозг - и он будет сильным! Спасибо! Очень интересно!
  • Елена Балина
    2013-01-08 20:06:59

     Интересно такие задачки решать, это весело и ум тренирует

  • Шауль Кучерский
    2013-01-08 22:41:21
                                  Автор утверждает, что существуют универсальные пути развития творческой продуктивности - для всех специальностей - так бы я коротко сказал, и добавил - Очень интересно. А что думает Автор  о применении этих методов в музыке?
  • Валентина Бояркина
    2013-01-09 01:52:39
    Цитата: Шауль Кучерский
    Автор утверждает, что существуют универсальные пути развития творческой продуктивности - для всех специальностей - так бы я коротко сказал, и добавил - Очень интересно. А что думает Автор о применении этих методов в музыке?

    Музыка - это тоже система, имеющая свои ресурсы. При возникновении проблемы, надо эти ресурсы использовать. Играл же Паганини на одной струне? (Если я не ошибаюсь с этим историческим фактом?) Проблемы можно специально выявлять. Например, хотите сделать свою игру на гитаре более яркой и выразительней? Рассмотрите ресурсы гитары (струны и их качество, корпус и его детали, размер отверстия в корпусе и т.д.) и свои собтвенные ресурсы (положение руки, положение пальцев, сила удара по струне, каким образом вы держите гитару и др.). А теперь попробуйте с каждым ресурсом поэкспериментировать. Увеличить толщину стенок корпуса с помощью временных накладок. Уменьшить размер отверстия тоже с помощью накладок, заменить струны. Какие-то изменения в звучании произойдут. и для определённого произведения они могут оказаться выигрышными. Наверняка и в технике исполнения найдутся свои тонкости. Я Вас не убедила?
  • Шауль Кучерский
    2013-01-13 00:24:59

    Цитата: Валентина Бояркина
    Какие-то изменения в звучании произойдут. и для определённого произведения они могут оказаться выигрышными. Наверняка и в технике исполнения найдутся свои тонкости. Я Вас не убедила?

     Спасибо, хотя это не совсем по теме. Наверно "сочинительство" вообще, и в музыке в особенности, - все же не совсем изобретательство.
  • Татьяна Филатова
    2013-01-15 13:19:30
    Интересная трактовка сказки. Все очень понятно написано. Рационализаторы - двигатели прогресса.
  • Ирина Сутемьева
    2013-01-17 22:25:47
    Спасибо Вам, Валентина! Очень интересные, полезные. нужные занятия и для детей. и для взрослых!