О незыблемой вере в истинность печатного слова

TEXT.RU - 95.16%

Работая со сказками, выявляя в них изобретательские и исследовательские задачи, и решая их с детьми и взрослыми, я пришла к выводу, что сказки, конечно, с самого раннего возраста воспитывают в нас много хороших качеств: взаимопомощь (Репка), бдительность при встрече с незнакомцами (Колобок), умение сопоставлять нагрузки и несущую способность сооружения (Теремок) и т.д.

НО!!!! Сказки невольно воспитывают и НЕЗЫБЛЕМОСТЬ ВЕРЫ в истинность печатного слова!

«Тянет-потянет, вытянуть не может! Позвал дед бабку...» Нет, чтоб головой подумать и найти другой способ уборки необычного урожая... «Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут». Бабка-то могла бы свежим взглядом на ситуацию посмотреть: «Возьми-ка, дед, лопату, да откопай репку со всех сторон!» Нет, бабка зовёт внучку... Та тоже ничего нового не попыталась придумать... И Жучка, и кошка, и мышка – все старательно тянут... Психологическая инерция... Хотя тянуть друг за друга животным уж совсем неудобно... А могли бы они лапами подрыть репку с одной стороны, а мышка перегрызла бы корень. Уже легче было бы отделить репку от земли!

О вариантах решения этой задачи в сказке не говорится. Да она и придумана-то не для того, чтобы дети учились решать проблемы, а для 2-3 летних детей, чтоб они учились говорить, понимать значение слов. Но с пятилетними детьми можно опять к этим знакомым сказкам вернуться и потренироваться на решение проблем, на раскачивание психологической инерции. На формирование гибкости мышления.

· Как дед мог САМ вытащить необычную репку? Если проблему с репкой разобрать по системному оператору (инструмент ТРИЗ), или применить приёмы устранения противоречий (ТРИЗ), то дети находят множество вариантов, как дед мог бы САМ справиться с этой задачей и не беспокоить никого...

· Как Колобку спастись от лисы, и вообще от всех желающих его съесть... Как организовать свою дальнейшую жизнь? Остаться в лесу? Или вернуться к людям? Чем заняться в жизни? (Ведь ни рук, ни ног нет! Зато умеет катиться, песенки петь, разговаривать! Румяный, симпатичный, общительный – вон сколько ресурсов!)

· Как зверушкам из теремка устроить себе жильё, чтоб всем места хватило. И даже медведю! Вообще-то непонятно, зачем он на крышу полез... Если он хотел с ними вместе жить, то ему надо оказаться ВНУТРИ дома, а не на крыше...

Задачи можно найти в любой сказке. О, сколько изобретательских задач и тайн мы нашли в «Приключениях Буратино»! В «Коньке-горбунке»! В «Маугли»!

Сказки детям читают по нескольку раз, но чаще всего – на автомате... И на подсознательном уровне у ребёнка впечатывается, что репку можно ТОЛЬКО тянуть... Колобка Лиса ОБЯЗАТЕЛЬНО съест... Машенька от трёх медведей НЕПРЕМЕННО убежит через окно... И никак иначе она поступить не может! В книжке же написано!!! ...А если бы окно запечатано было?

А потом эта вера в истинность печатного слова плавно переходит на учебники и научно-популярную детскую и взрослую литературу. Тем более, что эти книги написаны тоном «истины в последней инстанции». И измениться эта истина НИКОГДА НЕ СМОЖЕТ!

Я-то тоже на таких учебниках выросла, поэтому для меня таким «культурным шоком» был подход Мурашковских из статьи «От почемучек к потомучкам». (Продолжение следует)


Комментариев нет