Чего не хватает в школьных учебниках и научно-популярной детской литературе? (продолжение)

TEXT.RU - 100.00%

Продолжим описание изготовления "микроскопа":

4.Положи металлическую форму на доску толщиной 4 см и аккуратно сделай отверстие в заранее отмеченном месте, как показано на образце. Мы провели эксперимент: сначала пробили отверстие острым гвоздём (нам показалось, что острым гвоздём пробить легче), потом сточили острие на наждаке, и пробили другое отверстие тупым гвоздём. Острый гвоздь как бы разрывает жесть, отверстие получается с рваными краями, с заусенцами. А тупой гвоздь пробивает отверстие с ровными краями. И опять же непонятно, почему доска должна быть толщиной именно 4 см?

5.Слегка смажь отверстие растительным маслом, а потом возьми каплю воды на кончик карандаша и дай ей упасть на смазанное отверстие.

Зачем смазывать отверстие маслом? (Вернее, смазывать края отверстия) Зачем капать водой? Хоть бы упомянули про смачивание и несмачивание…

6.Поднеси спичку к отверстию и посмотри на неё против света через отверстие. Ты увидишь её с увеличением.

Посмотрите внимательно на картинку внизу. Что вам кажется странным, исходя из описания опыта?

Заметили? Девочка держит пластинку вертикально. Но ведь тогда капля воды просто сползёт вниз… И никакого увеличения не получится.

А теперь вернёмся к вопросу из п.2. Какого важного размера не хватает на чертеже пластинки? Нет диаметра отверстия! Каким гвоздём дырку пробивать? Мы экспериментировали с тремя гвоздями. Совсем тонкий гвоздь даёт такое маленькое отверстие, что через него плохо видно… Слишком толстый гвоздь даёт большое отверстие, но капля на нём не держится, протекает сквозь отверстие. Поэтому пришлось подбирать гвоздь опытным путём…

И в результате пришли к выводу, что получилась у нас лупа, а не микроскоп. Масло нужно для того, чтобы капля воды не растеклась по пластинке, а осталась выпуклой. Поэтому и получается эффект увеличения изображения. Можно ещё и про азы оптики рассказать детям, объяснить, почему через выпуклую каплю объект видим увеличенным.

Подумали с детьми, как тот же эффект получить ещё проще? Решили, что можно взять кусочек плоского стекла (или прозрачную пластмассовую линейку), также смазать маслом и капнуть воды. И эффект небольшого увеличения изображения получится легко и просто! Через эту каплю можно будет прочитать мелкий шрифт.

Проверяли ещё ряд опытов из этой и других книг. Везде находилось, что упростить, или, что объяснить, или, что опровергнуть. Предлагаю учителям и родителям: попробуйте так заниматься со своими детьми-внуками-учениками! Интересно! И, я думаю, полезно для развития их мышления. Только – не перегнуть палку! Не впадать в критиканство и высокомерие. Подчёркивать, что придумать простое, чаще всего труднее, чем придумать сложное. А если вы систематически занимаетесь изучением и применением ТРИЗ, то, конечно, ВАМ придумывать гораздо легче, чем другим людям, которые с ТРИЗ не знакомы.


Комментариев нет