Математические сказки ТРИЗ-класса

TEXT.RU - 100.00%

 С 2000 по 2005 год в нашей школе действовал, рос и учился (с 5 класса по 9) мой любимый ТРИЗ-класс. Я в нём была классным руководителем и вела уроки ТРИЗ, изобразительного искусства,черчения и подготовительного курса физики – химии в 5 и 6 классе). По инициативе ученицы ТРИЗ-класса Ани Аверкиевой в эти годы мы выпускали школьный ТРИЗ-журнал. Помогала нам моя дочь Таня Бояркина. В частности она сделала обложку журнала.

Предыдущая публикация о дне ТРИЗ – это одна из статей ТРИЗ-журнала. А теперь представлю ещё одну страничку (в сокращении и с пояснениями) из 3 номера:
Математические сказки 6е ТРИЗ-класса
В это время мои ученики проходили обыкновенные дроби (в частности – сравнение дробей). Чтоб как-то оживить эти бездушные понятия мы на уроке ТРИЗ сочинили про них сказки. Сначала вспомнили, ЧТО дети уже знают про обыкновенные дроби (если говорить по ТРИЗовски – выявили их ресурсы):
• У обыкновенных дробей есть числитель и знаменатель
• Если числитель больше знаменателя, то это НЕПРАВИЛЬНАЯ дробь
• Если знаменатели одинаковые, то больше та дробь, у которой больше числитель.
• Если числители одинаковые, то больше та дробь, у которой меньше знаменатель.
А потом я посоветовала ребятам применить приём «оживление», т.е. наделить дроби человеческими качествами.
Саша Ш. написал о дробях 34/62, 35/62 и 36/62. Сначала первая и вторая подрались, но третья их помирила, и они стали неразлучными друзьями, потому, что у них ОБЩИЙ знаменатель.
Вова Ш.:
Однажды встретились две дроби 2/42 и 2/55 и стали решать – кто из них больше. Не договорились и пошли к ученику. Он решал недолго и сказал, что дробь 2/42 больше
Он взял два одинаковых арбуза. Один арбуз он разделил на 42 части, а второй на 55 частей. У первого арбуза ломтики оказались толще, чем у второго. И получилось, что дробь 2/42 больше, чем дробь 2/55.
Женя Б:
Поспорили две дроби – 6/40 и 3/20, кто из них больше. Спросили у Незнайки. Он сказал, что дробь 6/40 больше, потому что он её любил. Эта дробь обрадовалась и поцеловала его в щёку. И Незнайка побежал домой с улыбкой до ушей. Но дроби засомневались в ответе Незнайки, и пошли к Антону С. Тот сказал, что обе дроби равные. Если числитель и знаменатель дроби 6/40 разделить на 2, то получится 3/20! Обе дроби обрадовались и стали дружить до самой смерти. (Поясняю: Антон С. был в классе авторитетом в учёбе!)
Юра Б.:
Жил—был на свете Незнайка. Однажды он шёл по городу и увидел, что на стене написана маленькая-маленькая дробь. Незнайка смотрел и так и сяк, но никак не мог понять, что там за дробь. Потом он позвал Пончика, а Пончик – Буратино. Но и они не могли понять, что там за дробь. Позвали Знайку. Знайка достал из кармана лупу, посмотрел сквозь неё на дробь, и она стала большая!
(Пояснение: Юра не силён был в математике. Но зато предложил физическое решение задачи. Потом мы вернулись к математике и выяснили – какими математическими способами можно увеличить маленькую дробь)
Максим Б.:
Жила-была дробь 1/5. Шла она как-то раз по лесу и встретила Волшебника. Волшебник ей говорит: «Давай я тебе подарю дом!» Она говорит: «Не надо, подари лучше друга.» И он подарил ей дробь 1/7. И ей стало весело, и она пошла играть с новым другом.
Рома О.: написал длинную романтическую историю любви двух дробей 5/6 (Коля) и 4/5 (Марина). В конце они поженились и у них родились двое детей 1/2 и ½.
(Иллюстрация Ромы к сказке – квартира, на стене семейный портрет – в центре крупно дроби 5/6 и 4/5, по бокам две маленьких ½. В зале перед телевизором 5/6, на диване две ½, на кухне у плиты 4/5… Всё как в жизни!)
Пишу и вспоминаю своих ребят.Два десятка сказок... В сказках отражаются и свойства дробей (что собственно мне и хотелось получить), и характеры, мечты и проблемы ребят…


Комментариев нет