Кража алмазов. Задачи олимпиад по ТРИЗ - 4.

TEXT.RU - 94.44%

Задания для 5-7 классов. 2001г.

Царица Клеопатра держала свои бриллианты в шкатулке с выдвигающейся верхней крышкой. (Нашла картинку только с выдвигающимся ящичком... Но суть такая же) Вместе с драгоценностями в шкатулке была маленькая змея, укус которой смертелен. Один из рабов, знавший об этом, всё же похитил несколько мелких бриллиантов, не вынимая змеи, не прикасаясь к ней, никак на неё не воздействуя.  Каким образом?

Ответы ребят (в скобках наши комментарии):

-Он взял их при помощи пинцета, или высосал пылесосом через щель (приём – найти посредника),

-Он взял бриллианты во время кормёжки змеи (нарушение условий задачи, т. к. кормёжка – это тоже воздействие на змею)

-Змея теплолюбивая – надо заморозить коробку, и змея уснёт: и свободно можно брать камни! (это нарушение условий задачи  - охлаждение, это воздействие на змею. Сюда же относятся предложения: плюнуть в неё дротиком с усыпляющим раствором, положить шкатулку на жару, чтоб змея погибла, высыпать бриллианты со змеёй вместе в водоём – змея будет гоняться за рыбой, а бриллианты у раба и т. д.)

-Надо просверлить шкатулку снизу и мелкие бриллианты высыплются, Отверстие должно быть таким, чтобы в него не пролезла голова змеи. (Согласование размеров змеи, алмазов и отверстия. Близко к контрольному ответу. См в конце) 

-Возможно, раб кормил змею с детства, и она привыкла к нему. Пока она ела, он забрал бриллианты (приём «сделать заранее»)

-Раб играл на дудке, когда забирал бриллианты.(опять приём «найти посредника»)

-Змея была игрушечной, а держали её там просто, чтобы не крали бриллианты. Раб взял несколько мелких бриллиантов, т. к. если бы он взял много, да ещё и больших, то Клеопатра бы сразу заметила (приём «копирование» - т. е. вместо настоящей змеи – её копия)

-Раб выдвинул крышку до того места, где лежит змея, положил там что- то тяжёлое, чтобы змея не вылезла, взял на оставшемся месте несколько камней, убрал тяжёлый предмет и задвинул крышку (разделение в пространстве)

-Раб не воздействовал на змею, но змея воздействовала на раба: она укусила его, но он успел схватить несколько бриллиантов.

-Всем живым организмам нужна пища. Змея долго не продержится без еды и умрёт или уползёт из шкатулки, оставив её без присмотра. Тогда и можно забрать алмазы (приём «разделение во времени» - надо просто подождать подходящий момент!)

Контрольный ответ: (к сожалению, до него никто не додумался) раб чуть-чуть выдвинул крышку, чтоб мелкие камни пролезли, а змея не пролезла, ПЕРЕВЕРНУЛ шкатулку и вытряс из неё несколько мелких камней! (приём «сделать наоборот» + согласование размеров)


 



Комментарии:


  • Нина Рыжова
    2013-03-02 15:23:08

    Я бы открыла крышку, подождала бы , пусть змея уползет-бриллианты мои!